▲ Наверх

Пилотирование в небе и на земле

27.11.2014 г; №70

Евгений Михайлович Розов видел, скольких сил физических и душевных стоила его отцу работа в школе: переживания за ребят, ночные проверки тетрадей, подготовка к урокам, нелегкий период во время составления и утверждения проектных документов для строительства новой школы.  

 

 

 

Еще подростком он твердо для себя решил, что учителем точно никогда не станет и… стал. Более того, даже возглавил Елошанскую среднюю школу, как и когда-то отец. И это притом, что он профессиональный летчик. Вот так распорядилась судьба. Умение учитывать во время полета направление ветра пригодилось и в гражданской службе, хоть и в переносном смысле.

Что там,

за облаками?

В городе из-за обилия зданий и проводов можно увидеть только кусочек неба, а в деревне оно особенное, бескрайнее. Расчерченная следом реактивного самолета, небесная гладь частенько останавливала на себе взгляд юного елошанина Жени Розова. Интересно, как там, за облаками? Решающим стало поступление соседского парня, Сергея Тютрина, в Барнаульское авиационное училище. Через 4 года, после окончания школы, Евгений был в числе курсантов этого же училища и уже вскоре сам себе ответил на волновавший детское воображение вопрос.

Во время обучения будущие летчики проходят и серьезную психологическую подготовку. На высоте нескольких тысяч километров над землей эмоциям не место, только холодный рассудок.

– Когда знаешь технику, чего от нее ждать, как она может тебя погубить либо спасти, тогда ты ею управляешь. Если техника начинает управлять тобой, в небе делать нечего, – таким был ответ пилота бомбардировщика Е. М. Розова на мой вопрос «Так как же там, за облаками?».

13 лет службы в военной авиации, около 800 часов в небе за штурвалами нескольких видов самолетов. Служить довелось в Германии, затем в Белоруссии. Дальнейшую судьбу капитана Розова и большей части его сослуживцев решило время. В 1992 году его полк передали вооруженным силам Белоруссии – некогда братской республики, а в то время ставшей независимым государством.

У большинства офицеров родные и близкие жили в России, поэтому сразу же возник вопрос: не придется ли давать присягу государству, гражданами которого они не являются? Один из генералов заверил, что этого не произойдет, в противном случае он на глазах у всех съест свою фуражку. 31 декабря 1992 года было настоятельно предложено дать присягу ВВС Белоруссии, генеральская фуражка осталась цела, 70 % летного состава «с почетом отправлено на пенсию», благо, выслуга позволяла.

Потомственный

педагог

Со временем Розовы решили перебраться к родным в Елошное, куда и приехали в июле 1995 года. А в 1998-м тогдашний директор Елошанской школы Ю. В. Леонов предложил офицеру в отставке попробовать себя в качестве его заместителя по воспитательной работе. Строгий расчет в действиях военного летчика и хаотичное, схожее с беспорядочным поведением молекул, детское общество. Совершенно разная работа, как небо и земля! Но отторжения не произошло. Как выяснилось позже, Евгений Михайлович – педагог в четвертом поколении, причем исключительно по мужской линии.

– Мой прадед, Семен Алексеевич Розов (жил он в 1869-1939 годах), был священником в Калининской (ныне Тверской) области. И как все священники, он преподавал в церковно-приходской школе, – рассказывает Е. М. Розов. – В 1917 году перед самой революцией мой дед, Розов Александр Семенович, окончил духовную семинарию. После октябрьских событий он пошел стрелком в Красную Армию. Попал в Туркестан, где участвовал во всех боевых действиях, а в свободное от войны время был полковым учителем, исполняя требования того времени по ликвидации безграмотности. В 1930 году окончил службу и работал директором в разных школах. Во время Великой Отечественной был ранен под Сталинградом: пуля вошла в левый висок и вышла через правый. Чудом не задела мозг, лишь повредила нерв, из-за чего потом левая сторона лица так и осталась неподвижной.

После войны А. С. Розова направили работать опять же директором школы в Томск, где и родился в свое время отец Евгения Михайловича – Михаил Александрович. Но и Михаил пришел к профессии всей своей жизни не сразу: после окончания Пензенского железнодорожного училища (а вырос и учился он уже в Пензе, так как родителей перенаправили туда) поступил в педагогическое. Со временем система перераспределения специалистов привела его в деревню Верхнеглубокое Лебяжьевского района, а с 1954 года – в село Елошное.

Выйти на цель

По словам капитана ВВС Розова, в военной авиации необходимо выдерживать многие параметры, чтобы во время полета выйти на цель с отклонением по времени не более 20 секунд от заданного.  А как в школе?

– В учительской профессии немаловажно иметь способность ставить себя на место ученика, вспоминать себя в школьные годы. И тогда в спорной ситуации чаша весов нередко склоняется в пользу ребят, – таково мнение педагога с уже 16-летним стажем Е. М. Розова. – Глубоко убежден, что дети всегда есть дети, они одни и те же. Единственное, меняются социальные условия для формирования личности и познавательных навыков. Это зависит во многом от семьи. Но, к сожалению, и социальный статус общества в селе меняется не в лучшую сторону, что, естественно, отражается на детях.

В Елошанской школе находят подход к каждому ребенку, все так или иначе дополнительно заняты каким-то внеурочным делом. С прошлого года филиалом этого учебного заведения стала Дубровинская школа. Ребята очень быстро передружились между собой. Во время праздничных мероприятий даже не предполагается, что они будут исключительно для елошан или дубровинцев. Только совместные. Более того, между подростками из двух соседствующих сел возникают личные симпатии.

Но сработаться надо было не только детям, но и двум преподавательским коллективам, а взрослым такие перемены даются непросто. В районе есть примеры, когда и внутри одной школы сохраняется многолетнее противостояние. В подобных ситуациях многое зависит от тактических действий директора.

– Говорят, хорош тот руководитель, который действительно руководит, но его вмешательства не заметно, – раскрывает профессиональные секреты Евгений Михайлович. – Трения возникают в любом коллективе, важно вовремя их погасить. Людям нужно давать работать так, как они умеют. А контролировать, поправлять, указывать на ошибки так, чтобы никому не было обидно. Хотя иногда, как говорят коллеги, необходимо действовать по-армейски: чтобы требование директора было выполнено безоговорочно. К счастью, у нас подобные ситуации возникают редко. На сегодняшний день в школе 6 педагогов с высшей категорией. В целом уровень подготовки очень высокий и все профессионалы. Мне остается лишь что-то корректировать в их работе в связи с нововведениями в параметрах деятельности учителя.

Директор – это…

Сегодня в Елошанской школе занимаются дети из Фрунзе, Светлого, Балакуля, Дуб-ровного.

Зная о грядущей реорганизации, Евгений Михайлович заранее начал «учебные полеты» по составлению пробных расписаний уроков. В функциях директора обязанности зав-гара (у школы два автобуса, и их нужно заправить, отремонтировать и прочее), зав-хоза, а хозяйство немалое: только в Елошном два здания, да к тому же под руководство школы передан сельский детский сад. Теперь приходится думать не только об учебном и методическом материале, но и о постельном белье и горшках для малышей.

Школа не отказывается от предпринимательской деятельности по добыче гаммаруса, начатой еще Ю. В. Леоновым в конце 90-х. Это дополнительная головная боль директору с отчетностью... Сверхприбылей школа не имеет, но в то же время при такой огромной материальной базе есть свой финансовый источник. На заработанные с реализации гаммаруса деньги нынче перед новым учебным годом в Елошанской школе выкрасили стены и пол в спортивном и актовом залах, в коридорах,  частично подремонтированы кабинеты, в том числе и в Дубровинской. Плюс побелка.

Деятельность всех трех составляющих юридической организации Елошанской средней школы – двух школ и детского сада – лицензирована, пройдена аккредитация. Трудовой коллектив (вместе с хозгруппой) составляет 56 человек. Вполне объяснимо то, почему четыре года назад Евгению Михайловичу пришлось отказаться от ведения учебных часов. Жизнь земная со своей скоростью и перегрузками, наверное, не оставляет уже времени, чтобы, как в детстве, остановить взгляд на небе.

А. Иванова.

На снимках: старший лейтенант Е. Розов в г. Гроссенхайен, ГДР, 1985 г.; (вверху) директор школы Е. М. Розов.

Фото автора и из личного

архива Е. М. Розова.

Категория: