▲ Наверх

Сколько весит школьный портфель?

09.10.2012 № 77

Этот вопрос возник неслучайно. Во-первых, измерение веса школьных портфелей проводилось в области по инициативе уполномоченного по правам ребенка при губернаторе области А. Е. Лопатиной и при поддержке членов молодежного правительства. А во-вторых, на эту тему натолкнула коллега по редакции, посетовав, что современный пошив ранцев (у нее двое сыновей-школьников) не справляется с весом книг, тетрадей и прочей канцелярии.

СанПиН и реальность

Согласно санитарным правилам и нормам, вступившим в силу с февраля 2003 года, общая масса учебников из расчета на один учебный день в комплекте со школьными принадлежностями (не включая вес самого портфеля) не должна превышать допустимых гигиенических норм. А они таковы: для учащихся 1-2 классов – 1,5-2 кг; для 3-4 классов – 2-2,3 кг; 5-6 классов – 2,3-3 кг; для 7-8 классов – 3-3,5 кг; для старшеклассников – 3,5-4,5 кг.

Интересно, а как на самом деле? Вооружившись ручными весами, блокнотом и фотоаппаратам, отправляюсь в ближайшую школу – Лебяжьевскую среднюю. Перед началом уроков в коридоре шумно, особенно в начальных классах. Первоклашки с живым интересом вновь складывают в портфель приготовленные к уроку тетради, книги и пеналы и несут ко мне. Отказать им сложно – приходится взвешивать все предоставленные с серьезным видом ранцы.

Максимальный вес в первом классе составил 3,5 кг, минимальный – 1,5 кг, причем оба у мальчишек. У девчонок как-то постабильнее – вес варьируется от 2 до 2,6 кг. Среднее арифметическое в 1 В классе – ровно 2 килограмма. Вроде пока все по СанПиНу, за пределы не выбиваемся, если бы не одно «но». Учитель Н. К. Агафонова поясняет, что ребята носят пока только две книги, а в скором времени потребуется уже в два раза больше.

На следующей перемене также массово удалось взвесить школьные сумки у четвероклассников. Здесь они уже были на порядок тяжелее. Причем у девчонок средний вес составил 3,3 кг, а у мальчишек – 2,6. У одной из четвероклассниц зафиксирован максимальный показатель – 5 кг. На мой вопрос, что в нем такое тяжелое, она, смущенно улыбнувшись, ответила: «Только книги и тетради».

А вот уже у пятиклассников картина меняется в сторону мальчишек (и вплоть до 9 класса) – вес их портфелей больше, нежели у девочек. По среднему весу рюкзаков и сумок ученики 5 класса лидируют в школе – 3,2 кг. Это выше показателя СанПиНа.

Начиная с 9 класса, своеобразная пальма первенства по тяжести школьных сумок вновь у девчонок. К примеру, среди девятиклассников средние показатели – 3,9 кг (девушки) и 2,2 кг (юноши). У старшеклассников зафиксирован и самый легкий рюкзак, весом всего 1,2 кг.

В этот день на моих весах побывало почти 90 портфелей. Несколько родителей и учеников, в том числе из сельских школ, выслали результаты через социальные сети. Там максимальный вес рюкзака у четвероклассника – 8 кг!

Этим вопросом несколько лет назад задались юные  корреспонденты перволебяжьевской газеты «Школьный вестник». А так как коллектив в основной школе небольшой, на весы попали абсолютно все портфели. Так, рюкзак одной из четвероклассниц весил 6 кг! Заметили юнкоры и разницу: у учеников 6 класса школьные сумки были весом от 3,5 до 5 кг, а у ребят из 5-го – от 4,5 до 6 кг. Но абсолютный рекорд в тот день, удивив всех, установила пятиклассница – ее портфель весил 10 кг!

Мнения педагогов и врачей

Среди медиков существует мнение, что портфель школьника должен составлять не более 10 процентов от веса ребенка. Допустим, средний вес первоклассника 25 кг, тогда ранец не должен весить более 2,5 кг.

Чем чревата тяжелая ноша для школьника, мы попросили прокомментировать врача-педиатра районной больницы Т. В. Момзикову:

– Во-первых, это нарушение осанки, плоскостопие, особенно если ребенок носит не ранец. Во-вторых, большой вес портфеля приводит к заболеваниям желудочно-кишечного тракта. Все должно быть соразмерно росту и весу ребенка. Немаловажную роль играют и занятия физкультурой. Хорошо, что в школах сейчас снова стали больше внимания уделять этому предмету.

В чем причина увеличения веса портфелей, попыталась разъяснить учитель 1 В класса Лебяжьевской средней школы Н. К. Агафонова:

– Объем учебников стал больше, они сложнее по содержанию. Начинаем учить букву – и сразу должны пройти 4 страницы. И то же самое по письму. Соответственно, увеличилось число страниц. Сейчас у первоклассников только по два учебника и столько же  тетрадей, пенал и счетные палочки. Даже игрушки не берут, а все равно вес немалый набирается.  А еще ребята носят в портфеле сменную обувь, принадлежности к уроку труда. Оставлять все это в классе – нет условий и места.

Как решить ситуацию

Наверное, выход из сложившейся ситуации – решать проблему сообща. К примеру, родителям внимательно следить за тем, что кладет ребенок в портфель, чтобы ничего лишнего не было. А некоторым учителям попытаться изыскать место, чтобы хранить часть школьных принадлежностей, которые не понадобятся до урока, в классе. (В той же Лебяжьевской средней в большей части начальных классов сменку и принадлежности к урокам труда оставляют в кабинете.) Конечно, современные учебники, особенно в начальной школе, сейчас сопровождаются учебными тетрадями, опять же не менее увесистыми, чем сами книги.

Как еще один вариант: договориться одноклассниками, с кем сидит ребенок за партой, что один берет, к примеру, учебник по русскому языку, а другой – по математике. Это тоже может уменьшить вес портфеля. По крайней мере, будучи школьниками, мы с подругой всегда так делали.

Е. Холодова.

 

Категория: